Меню сайта

Категории раздела
Осенний Бал
На Свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Юбилея женщины
Юбилея мужчины
День рождения детский
День рождения
Музыкальный
Театрализованный
Корпоративный
1 сентября
День воспитателя
День учителя
День матери
Хэллоуина
Рождества
Татьянин День
День Студента
14 февраля
23 февраля
8 марта
Пасхи
Масленица
Крещение
1 апреля
9 МАЯ Дня Победы
Выпускного вечера
Последнего звонка
Утренник в детском саду
Проводы в армию
Мисс и Мистер
Посвящения в студенты
Новый год 2013
Новогодний 2013
Старый Новый год 2013
В летнем лагере
Поздравления

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS





Четверг, 21.11.2024, 20:06
Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Классный час урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
16:07
Классный час урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста «Уроки нравственной жизни» разработана в соответствии с основными положениями Закона об образовании. Наличие национально-регионального и школьного компонентов в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ. Теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов направленные на эмоциональное развитие и воспитание чувств, на духовно-нравственное становление личности ребенка.

Исследования ученых Румянцева Н. Е., Сикорского И. А., Нечаева А. П., Ушинского К. Д., Пирогова Н. И. , их систематические наблюдения за детьми показали чрезвычайно важную роль эмоциональной жизни в психологическом развитии в целом.

Нечаев А. П. показал значение изучения эмоциональной жизни для педагогической деятельности, обосновал необходимость повседневной заботы педагога об эмоциональном состоянии и развитии воспитанников. Даже если ставится задача простого сообщения знаний, то и в этом случае нельзя относиться с пренебрежением к эмоциональной стороне воспитания учащихся. «Чувства, отражая качественные особенности внутреннего мира человека, являются надежным средством проникновения в этот внутренний мир. «Чувство характеризует наш собственный внутренний мир, наше собственное отношение к получаемым впечатлениям»

Общий принцип руководства эмоциональным развитием сформулировал И.А. Сикорский. Суть этого принципа в подавлении аффектов и поощрении здоровых сильных чувств. Организация воспитания чувств должна носить продуманный характер. "Развитие чувства может дать обильные и плодотворные результаты в том случае, - подчеркивал он, - когда оно проведено по обдуманному плану, по своего рода строгой программе, в которую бы вошли, по возможности, все главнейшие чувства, на которые способна человеческая душа, и притом в порядке их усложнения, начиная с детского возраста до юношеского" (Сикорский И.А. - 1909, - С,83).

Наибольшее значение И.А. Сикорский (как и другие деятели русской науки) придавал развитию нравственных чувств. В их совершенствовании он видел залог нравственного здоровья общества, успех воспитательного влияния старших поколений на младшие. Упадок нравственных чувств ведет к дискредитации высоких нравственных идеалов и стремлений, к росту количества преступлений. "Тупость нравственного чувства у человека, - считал он, - низводит его ум до уровня звериной хитрости, которая чует инстинкт, но не ведает долга" (Там же. - С. 19).

Воспитание чувств - процесс чрезвычайно деликатный, требующий тонкого чутья,
осторожности, такта. Воспитательные воздействия в этой области К. Д. Ушинский
поставил в теснейшую зависимость от уровня детского развития, особенностей детского
восприятия и эмоциональных реакций. Пробуждение нравственных чувств -
обязательное условие на пути становления высоконравственной личности. Важно только,
чтобы эти чувства побуждали человека к совершенствованию нравственных поступков и
действий. Иными словами, воспитание эмоциональной сферы должно сочетаться с
развитием воли, должно быть направлено на формирование энергичного деятельного
характера, который обеспечивает активную нравственную позицию в борьбе со злом и
несправедливостью, дает возможность преодолеть себя «вчерашнего» в процессе
обновления и совершенствования, «восхождение» личности к своим идеалам, ценностям и
реализации их в своем жизненном пути. Нельзя всю жизнь ребенка подвергать
абсолютному регламентированию, надо «оставлять разумный простор для
самостоятельной жизни сердца и воли детей». Предоставляя свободу, надо в тоже время
дать здоровую пищу для ума и сердца, помочь человеку найти разумное применение
своих сил, отыскать сферу полезной деятельности, привить любовь и привычку к
творческому труду.

Развивая эту мысль, К. Д. Ушинский писал: «Учение само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека». В пробуждении познавательных способностей и интересов, в развитии стремления к добыванию научной истины видели они средство формирования высоких нравственных качеств». В науке, - считал Н. И. Пирогов, - кроется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадает... Наука берет свое и, действуя на ум, действует на нравы».

Большое внимание нравственным чувствам, их формированию и воспитанию, уделял А.П. Нечаев. Рассматривая психологическую природу нравственных чувств, он подчеркнул их тесную связь с интеллектуальными процессами. Нравственному чувству, отмечал он, свойственны все признаки, характеризующие чувство как таковое (приятное -неприятное и т.д.). "Но все эти чувства, - утверждал он, - получают название нравственных только тогда, когда они соединяются с суждениями о нравственной ценности того или другого явления" (Нечаев А. П. -1906, - С, 106). Единство нравственного чувства и интеллекта находит выражение, по его мнению, в понятии "совесть", рассматриваемом как осознание человеком своего нравственного долга. Поэтому можно сказать, что всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести. Говоря о совести, мы в разное время обращаем преимущественное внимание либо на интеллектуальные, либо на эмоциональные процессы.

Исходя из такого понимания психологической природы нравственного чувства, А.П. Нечаев сделал два принципиальных вывода. Поскольку нравственное чувство представляет собой одно из проявлений эмоциональной жизни, то для его развития и воспитания необходимо стимулировать переживание самых разнообразных оттенков чувств. Поэтому, заключал А.П. Нечаев, "одно из важных требований воспитания нравственного чувства - сделать человека способным к переживанию разнообразных эмоций, сделать его способным радоваться и страдать, волноваться и успокаиваться, надеяться, разочаровываться и удовлетворяться" (Там же. - С. 112).

Но воспитание нравственных чувств не может этим ограничиваться. Формирование нравственного достоинства предполагает также способность человека к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, суждение о своих и чужих поступках, т.е. требует активной умственной деятельности. Отсюда следует вывод, что "...воспитание тонкого нравственного чувства требует и тонкого интеллектуального развития - выработки способности сравнивать, сопоставлять, судить и обобщать...

Придавая столь важное значение эстетическому чувству, А.П. Нечаев провел психологический анализ его природы и педагогического значения (1906). В эстетическом чувстве, как и в нравственном, он выделил два элемента - элемент чувства б собственном смысле слова и элемент представлений, вызванных определенными впечатлениями. Их взаимодействие в процессе воспитания художественного произведения дает возможность овладеть разнообразными впечатлениями как чем-то целым, В зависимости от сложности основной мысли художника, сообщающей целостность всему произведению, для понимания последнего требуется то большее, то меньшее интеллектуальное и эмоциональное развитие. Исходя из этого, А.П. Нечаев обосновал педагогическую значимость и направление воспитания эстетических чувств. Произведение искусства, отмечал он, заключает в себе две стороны: оно является средством достижения эстетического наслаждения и вместе с тем имеет интеллектуальную сторону, обуславливающую большую или меньшую цельность и гармоничность отношений всех частей художественного произведения.

Из этого он сделал вывод, что для развития эстетического чувства ребенка необходимо окружить его доступными его пониманию красивыми впечатлениями, нужно сделать так, чтобы все окружающее ребенка было насыщено красотою в доступной ему

форме. Особенно это важно в первую пору жизни и ученья ребенка" (Там же. - С.361). В противном случае развитие художественного вкуса затормозится, что неизбежно скажется на всем духовном облике ребенка.

В качестве общего принципа выдвигалось требование единства эстетического воспитания и задач нравственного совершенствования. К. Д. Ушинский показал огромные воспитательные возможности художественного творчества. «Всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства», считал он. Эстетическое и нравственное начало в человеке очень близки, имеют один и тот же корень, поэтому стремление к изящному есть только ветвь стремления к совершенству. Надо подвести воспитанника к пониманию красоты нравственного, показать, что «творческая сила в нравственном». Соединение эстетического и нравственного элементов в художественном произведении обеспечивают ему огромную воспитательную силу, определяют его социальную значимость, его ценность. "Эстетическое воспитание, -указывал В.П. Острогорский, - есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в постоянном, деятельном стремлении к нему, иначе - в стремлении к нравственному идеалу, чем способствует такое воспитание улучшению нравов" (Острогорский В.П. - 1908,-С. 17-18).

На первых этапах возрастного развития в пробуждении эстетического чувства, эстетического настроения чрезвычайно важна эстетическая атмосфера в семье. Особую роль в этом отношения играет мать. Отнюдь не последнее место должно занимать искусство в школе. Памятуя о роли искусства как важного фактора общественного прогресса, школа должна дать ребенку не только (и не столько) те или иные навыки и умения в доступных ему областях искусства, "но и нравственно облагородить молодое поколение, внушая им идеалы истины, добра и красоты" (Яцимирский А.Н. -1906. - С.97).

По мнению Н. И. Пирогова, на пути к нравственному совершенству человек преодолевает внешние и внутренние препятствия - безнравственные влияния существующие в окружающей действительности и собственные низменные устремления. Он должен уметь вглядываться в свой внутренний мир, честно признавать свои ошибки, неустанно работать над собой, чтобы быть высоконравственным человеком, а не казаться им.

К. Д. Ушинский развил дальше идеи Н. И. Пирогова о воспитании и предпринял попытку объяснить психологические механизмы формирования нравственного мира ребенка. Считая стремление к совершенству врожденным качеством человеческой психики, К. Д. Ушинский видел в этом залог стремления к нравственному совершенству. Но вместе с тем, подчеркивал он, это отнюдь не стихийный процесс. Из этого стремления могут вырасти и величайшие добродетели и величайшие пороки. Все зависит от того, что вкладывается в содержание идеалы совершенства, какова цель, к которой стремится человек. Поэтому, чтобы сформировалась высоконравственная личность, надо научить воспитанника отличать истинные ценности от ложных, развивать стремление к высоким благородным целям, выработать активную позицию в борьбе со злом.

Зотов Н.Д. определил следующие специфически моральные механизмы осуществления добра. Рациональный анализ жизненных ситуаций, позволяющий получить потребную для принятия морального решения информацию. После получения такой информации принимается уже собственно моральное решение и вступают в силу специфические средства нравственного самоопределения - чувство долга и совести.

К. Д. Ушинский видел еще одну проблему - правильное воспитание потребностей. Для нравственного здоровья как отдельного человека, так и общества в целом, указывал он, необходимо, чтобы параллельно с материальным развитием общества шел рост духовных потребностей человека. «Богатство, подчеркивал он, безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека». Одностороннее развитие и удовлетворение материальных потребностей обедняет человека умственно и нравственно, сужает круг его интересов, ведет к формированию

низменных черт личности (зависть, тщеславие и т. п.). Поэтому правильное формирование потребностей первостепенная задача воспитания. «Зная человеческую природу, понимая хорошо, что удовлетворение материальных потребностей не есть еще удовлетворение всех потребностей человека... воспитатель не оставит неразвитыми высшие душевные и духовные потребности человека».

Ученые, отмечая всю сложность духовно-нравственного становления личности, многообразие факторов, влияющих на ребенка придавали значение особенно тонкому, осторожному и благожелательному подходу к детям. «Непременно надо возбудить в ребенке уверенность, что от него ожидают хорошего..., - подчеркивал К. Д. Ушинский. -Вот почему в отношении дитяти, которого мы хотим исправить, как бы ни был он испорчен, мы должны показать любовь и доверие».

Деятели педагогики считали процесс духовно-нравственного воспитания достигшим цели, если у человека сформировалось сознательное стремление к нравственному самосовершенствованию, желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Н. X Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».
Категория: Театрализованный | Просмотров: 533 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

поделки поделки поделки поделки Idea Детский сад Питание Пермь Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz