Действуют:
Василиса Ивановна Премудрая. Дед Мороз. Снегурочка. Егор. Лиза. Баба Яга. Домовой. Зрители.
Москва 1986 г.
СЦЕНА 1.
На авансцене висит большое потрёпанное объявление Домового с орфографическими ошибками и нарезанными бумажками. Заполняя зал, ребята увидели его и прочитали. Появляется Василиса.
ВАСИЛИСА: Здравствуйте, ребята. Все вы знакомы с телевизионными волшебниками. Эти люди научились строить для нас замечательные телевизионные мосты – настоящее чудо двадцатого века. Мы ахаем, раскрываем рты, до чего, говорим, дошло могущество человека. И глядим, глядим во все глаза – удиви нас чем-нибудь, прогресс, и забываем про старые добрые чудеса, хоть ни дня не живём без этих чудес. Вспомним мост театральный, ему много веков. Куда там до нас электронной системе! Всю землю обшарим от глубин до облаков, сожмём, остановим, запустим обратно время! Внимание! Я, Премудрая Василиса, начинаю новогоднее представление. Открываю мост между фактом и вымыслом, между знанием и везением. Мост между вами и школьным классом, Дедом Морозом и нечистью злющею, между этой минутой и прожитым часом, вчерашней печалью и радостью грядущею. Итак, последняя проверка связи, проверка звука и изображения: как там в классе?
Освещается выгородка класса, Лиза и Егор – дежурные.
ЕГОР: Нормально в классе.
ЛИЗА: Мы вас видим и слышим без всякого искажения.
ВАСИЛИСА: Дед Мороз со Снегурочкой! На вашем канале избушка на курьих ножках, школьный класс…
Освещается уголок Деда Мороза и Снегурочки.
ДЕД МОРОЗ: Да, да, а так же ребята в зале, их радости, мечты, печали –
ВМЕСТЕ: Мы видим вас! Мы слышим вас!
ВАСИЛИСА: Включите избушку на курьих ножках!
Освещается выгородка избушки.
ВАСИЛИСА: Вижу. Пока что в избушке пусто. Лиза, Егор, отдохнули немножко? Продолжайте дежурство!
Под музыку, запущенную ускоренно, дети пытаются мести, но дело доходит до драки.
ВАСИЛИСА: Стоп! Драку я показывать не хотела. Уберите это безобразие! (в зал) В вашем классе, конечно, дежурные знают своё дело. Внимание, Дед Мороз на связи!
СЦЕНА 2.
ДЕД МОРОЗ: Пора, внученька, заселить избушку нечистой силой.
СНЕГУРОЧКА: Что ты, дедушка, она такая гадкая!
ДЕД МОРОЗ: Это не в моей власти, милая, у Времени Чудес свои порядки. Где-то у нас был Домовой?
СНЕГУРОЧКА: Ты, дедушка, упрятал его в веник. Это случилось прошлой зимой.
ДЕД МОРОЗ: Возвращайся обратно, мошенник! Дом твой теперь будка собачья. Можешь понадобиться, злодей.
Появляется Домовой
ДОМОВОЙ: Вот хорошо-то, вот удача! Я так хочу быть полезным для людей. (поёт) Загляни в любые двери – всюду ёлки, всюду свет. Но никто в меня не верит и нигде мне места нет.
Нареветься, нареветься не могу! Занесите меня в Красную книгу!
Мне служили тараканы и сверчок со мной дружил. Ох я парень бесталанный, до чего же я дожил!
Отморозил нынче левую ногу! Занесите меня в Красную книгу!
Я бродяга, я бездомный, позабытый инвалид. Все живут в домах огромных, кто же Кузю приютит?
Пропадаю, пропадаю на снегу. Занесите меня в Красную книгу!
СНЕГУРОЧКА: А помнишь, дедушка, Бабу Ягу? Из неё получилась щётка половая.
ДЕД МОРОЗ: Ну-ка щётка вспомни, кто ты такая. Я тебе помогу. А вы, ребята, мне помогите немножко. Скажем вместе: выходи, Бабка Ёжка! Три-четыре: выходи, Бабка Ёжка!
Появляется Баба Яга.
БАБА ЯГА: Как я зла сегодня, как разгневанна! Я спала, как спящая царевна. Надо мною принц во сне склонился, этот принц мне в третий раз приснился. Только целовать меня собрался – вы как закричите, проклятущие. Он опять, сердешный, испугался. Я проснулась злющая презлющая!
Убегает в избушку. Домовой замечает собственное объявление.
СЦЕНА 3.
ДОМОВОЙ: Ну вот, прошёл уже целый год и ещё одни сутки. Но никто почему-то меня не зовёт, думают – это шутки. Вот и живу в собачьей будке, а там – ни назад, ни вперёд. И куда ж мне бедному податься? Видно, добрым людям я не нужен. Остаётся с нечистью связаться. Загляну-ка в одно место, напрошусь на ужин.
Баба Яга в своём углу стряпает и поёт.
БАБА ЯГА: Люблю печёнку жабы сочной И муху жирную цэ-цэ, И крокодиловой слезою Полить, поперчить и сожрать. А это – с соусом восточным Из скорпионов фрикасе Гнилой болотною водою Всего приятней запивать.
Скажите почему, Ночами я вздыхаю, В трюмо гляжу, себя не узнаю. Была и я когда-то молодая, Но жизнь прошла, Скажите, почему.
СЦЕНА 4.
Школьный звонок. Класс.
ВАСИЛИСА: Что с тобой, Лиза? ЛИЗА: Я не могу дежурить с этим Егором. Даже подмести как следует не умеет. Только и знает гонять по коридорам. Я ему сказала, а он мне по шее.
Егор спрятался под парту.
ВАСИЛИСА: Вылезай из-под парты, герой. Покажи-ка домашнее задание. Сколько ошибок, боже мой! Егор, за такие знания я ставлю тебе один балл.
ЕГОР: Не надо, Василиса Ивановна! Я читал! Я учил!
ВАСИЛИСА: За что я терплю такое наказание? Больше нет сил. Очень мне жалко тебя, невежду. Ни правил не знаешь, ни исключений. Я потеряла всякую надежду. Сколько с тобой мучений.
ЕГОР: а вы на меня рукой махните, берегите нервы и красные чернила. Я напишу всё, что хотите.
ВАСИЛИСА: Егорушка, милый! Тебя не поймут, станут смеяться. Как же без правил писать?!
ЕГОР: Зато я лучше всех в классе умею драться. Мне на них наплевать. Но для вас, так и быть, сделаю одолжение – эх, прощайте ледяные горки! Наберусь этого вашего терпения, выучу правила от корки до корки, даже вырублю их на парте. Единицу не ставьте!
ВАСИЛИСА: Нет, Деда Мороза нельзя обманывать. Он, знаешь, строгий какой?
ЕГОР: да что вы, Василиса Ивановна, взрослый человек, а пугаете ерундой. А Баба Яга вас не встречала? Может у вас к домовому интерес?!
ВАСИЛИСА: Сегодня время желаний настало, долгожданное Время Чудес. Но будьте осторожны – желания вещь опасная. Будьте, ребята, внимательны, подумайте много раз. Одни могут стать счастливыми, другие – несчастными. Подумали? Запишите, сложите и в добрый час.
ЛИЗА: А не для себя пожелать чего-нибудь можно?
ВАСИЛИСА: Если только для доброго дела. Я повторяю, будь осторожна, может получиться так, как не хотела. Письма летят голубями в руки Деду Морозу, но с ошибками – сбиты будут, упадут с высоты. Не помогут в беде слёзы, трудно сладить с чудесами, если энергия чуда вырвется из узды.
Ребята из зала запускают множество ярко оформленных голубей-писем. Снегурочка собирает их по сцене и несёт в свой домик.
СЦЕНА 5.
СНЕГУРОЧКА: Молодцы, дедуля, пионеры. Нам уже от писем стало тесно. Вот хоть это вытащим к примеру. Пишет Лиза. Очень интересно. «Милый дедушка, с наступающим! Как председатель совета отряда я хочу избавиться от неуспевающих – не одного отстающего рядом! Чтобы первым по школе был наш класс. Это раз. А когда наш отряд станет лучшим и мы все знамёна и грамоты получим, пьесу пусть про нас придумает писатель под названьем «Лиза-председатель». Только пусть со мной поговорит сперва. Это два. С пионерским приветом Елизавета.»
Освещается избушка Бабы Яги. Она занимается косметикой и поёт.
БАБА ЯГА: Живу одна в своей избушке забыта всеми и больна, и вспоминаю понемногу, что повидала на веку. И льются слёзы у старушки ночами зимними без сна, а чудеса мои, ей богу, но силам даже дураку.
Скажите почему ночами я вздыхаю, в трюмо гляжу, себя не узнаю. Была и я когда-то молодая, но жизнь прошла, скажите почему?!
Из зала вылетает одинокое Егорово письмо. Баба Яга перехватывает его.
БАБА ЯГА: Мне письмо. Наверное от принца. Принцик милый, знать тебе не спится. Выбрал время, написал словечко и отправил мне, своей Ягусе. Сладкий, ты ж в моём упитан вкусе. Где очки? Уймись, уймись сердечко!
Читает, голосом выделяя все ошибки.
«Привет деду, каторава вовси нету. А если ты есть – пакажы сваю власть, зделай так, чтобы я в тибя паверить смог: накарми миня марожыным всласть, дай мне фанты цэлую канистру, чтобы мне лижать и в паталок пливать, атдавать разпаряжэния примьер-менистру. Или пусть, например, палавая щётка все маи жылания испалняет чётка. Если нет – я ничиво не теряю. Я к тибе проста так абращаюсь. С наступающим не паздравляю, не сдароваюсь и не пращаюсь.»
Принца звать Егором. Так, ребята? Не дошло письмо к Морозу Деду. Мой Егорушка, ума палата, мой любимый, приходи к обеду! Слышите шаги? Мой бесподобный, мой бесценный свёл меня с ума…
Баба Яга прячется за дверью. Входит Домовой, она набрасывается на него.
ДОМОВОЙ: Отвяжись, карга, я не съедобный!
БАБА ЯГА: Кузя?! Тьфу!
ДОМОВОЙ: Естественно, Кузьма.
СЦЕНА 6.
Школьный звонок. Егор пулей вылетает из класса. Следом выходит важная Лиза.
ЛИЗА: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лиза. Я – круглая отличница, председатель совета отряда. Над старушками шефствую, у октябрят вожатая, и когда я по школе шефствую… нет, шествую, мне от всех чего-нибудь надо. А наш Егор – второгодник, двоечник. Ужас! На всю школу позорище. Лентяй страшный, в школу опаздывает, не выполняет никаких общественных заданий. Но теперь кончилась его жизнь прекрасная – я взялась за его воспитание. Он теперь только меня увидит – сразу бежит как угорелый. Но ничего у него не выйдет. Я вот что сделаю. Спрячусь здесь у дороги – только вы меня не выдавайте. Когда Егора увидите – сюда направьте его. Тут уж он не отвертится, не помогут длинные ноги. Только не подкачайте. А вот и Егор.
Прячется.
ЕГОР: Эх, хорошо мне в пятом классе жить, Эх, хорошо там самым сильным быть, Эх, хорошо с утра в кино ходить, Никогда уроков не учить, не учить!
Я давал уже честное слово И готов без конца повторять, Что возьмусь за дела, Только мне на слова Наплевать, наплевать, наплевать!
Весь дневник исписан мой. Говорят, что я трудный такой. Мне давно они все надоели, Ничего им не сделать со мной. Мне давно они все надоели, Ничего им не сделать со мной.
СЦЕНА 7.
Баба Яга с Домовым смотрят эту сцену по своему телевизору.
БАБА ЯГА: Ах ты трудненький, ах ты бедненький, ах ты вкусненький, ах ты вредненький…
ДОМОВОЙ: Что ты там смотришь интересное такое?
БАБА ЯГА: Это, старый чурбан, передача про воспитание. Я бы этого Егорку пустила на жаркое. Им воспитание, мне – питание.
ДОМОВОЙ: А, может, он ещё на что сгодится?
БАБА ЯГА: Что ты, что ты, он глуп, как морковка. Одни двойки да единицы. В духовку его, в духовку. Ах ты крепенький, ах ты шустренький, ах ты вредненький, ах ты вкусненький!
СЦЕНА 8.
ЕГОР: (зрителям) Салют, малявки! Ну-ка отвечайте: Лизавету знаете? Не знаете?! Она в нашей школе самая самая противная, болтливая и вертлявая. Вертит своими мышиными хвостами – такая вредная козявка. Да вы её знаете сами. Отвечайте, малявки, куда идти, где нё нету – туда, или туда? Глядите, если встрече Лизавету, всем вам беда. У меня тяжёлая рука. Пока.
Идёт и встречает Лизу.
ЛИЗА: Здравствуй, Егорушка! Какая неожиданная встреча. А я думала, ты прячешься от меня, не люблю трусишек.
ЕГОР: Ну и влип! Ты гляди, полегче, а то не соберёшь ни костей, ни книжек. ЛИЗА: У тебя по русскому единица. Василиса Ивановна строго спросит. Берись за ум, хватит лениться, отвечай на вопросы. Как ты думаешь, слова заимствованные бывают?
ЕГОР: Это списанные из чужой тетради.
ЛИЗА: Чепуха. А что фразеологизмами называют?
ЕГОР: Не морочь мне голову, бога ради, а то покажу тебе Кузькину мать! Хочешь меня посадить в галошу?
ЛИЗА: Правильно, Егорушка, мой хороший, наконец-то ты научился отвечать. А какие диалектные слова ты знаешь?
ЕГОР: Ох, достала меня, чучундра! Ох, ты меня сейчас доконаешь! Полундра!!! (убегает)
ЛИЗА: Опять убежал гадкий мальчишка. А всё-таки фразеологизмы знает наславу. Ничего, найдётся на него управа. Ни за что не отступлюсь. Ты упрям и я упряма. Подумаешь, гусь! Где-то я видела объявление вроде: если вам надо кого поколотить – я не против. И подписано: «Домовой». Вот оно. Ошибок-то ой-ой-ой! Оторву бумажку, будь, что будет. Надо разные средства испытывать. Если бы вы знали, до чего же тяжко этих лоботрясов перевоспитывать!
|