На экране — кинофрагменты, отражающие начало Великой Отечественной войны, и на этом фоне звучит песня «Священная война».
Чтец. Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину, Конечно, мы смотрим глазами иными На вашу больную войну. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком победном пути, Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес. Конечно, мы смотрим иными глазами Такими же, полными слез. Чтец. Россия, Русь — куда я ни взгляну, За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у смутной воды, Люблю навек, до вечного покоя.
Исполняется песня «Ты Россия».
Чтец. Ой, да по-над Доном, батюшкой Доном Небо загоралось алою зарей. Шли казаки рысью, шли по эскадрону, Зорко охраняя свой походный строй. И плыла над Доном свежим ветром песня, Вслед ей, подпевав, вторила волна: Славу боевую принесем мы честно, Чтоб гордилась нашим подвигом страна. Ой, да разгуляйся, Дон, река степная, Силушкой тряхни-ка всем врагам назло. Мы — твои казаки, мать, земля родная, Солнце нашей славы высоко взошло. Служим мы достойно Родине, народу И казачьей честью дорожим сполна, Жизни не желаем за свою свободу. За родную землю, за тебя, страна. Чтец. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то 5 минут осталось.
Исполняется казачья песня «Да в саду дерево цветет». Чтец. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем И внукам дадим, и от плена спасем навеки!
Демонстрируется фрагмент из к/ф «Шестая симфония Шостаковича» звучит «Марш» — (кадры начала войны).
Чтец. Я проходил, скрипя зубами, мимо Сожженных сел, казненных городов По горестной, по русской, по родимой, Завещанной от дедов и отцов, Запоминал под деревнями пламя, И ветер, разносивший жаркий прах, И девушек, библейскими гвоздями Распятых на райкомовских дверях. И воронье кружилось без боязни, И коршун рвал добычу на глазах, И метил все бесчинства и все казни Паучий, извивающийся знак. Крови своей, своим святыням верный, Слова старинные я повторял, скорбя: 3 — Россия, мати! Свете мой безмерный, Которой местью мстить мне за тебя! Чтец. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо — ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» — Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина, Просто был выбор у каждого: я или Родина, Самое лучшее и дорогое — Родина. Горе твое — это наше горе, Родина. Чтец. Вся впереди еще смертельная борьба Москва, и Сталинград, и Курск, и штурм Берлина. На сотни тысяч верст горящие хлеба Последний страх в себе ты выжгла, Россия. Чтец. Россия, отходим! Еще не темно, Еще и снаряды не рвутся Нам горькое право сегодня дано На пройденный путь оглянуться. Как будто бы матери грустный укор, На пустошах, горечи полных, К земле припадает полынный вихор, Качается желтый подсолнух. Скрывается кровель, солома и толь, Столбы убегают рядами, И в сердце войдет щемящая боль, И челюсти сводит рыданье. Отчизна, ты вся на года и века, И в счастье и в бедах близка мне До каждой прожилки степного ростка, До самого малого камня. И я ли, идущий как сок по стеблю, Отчизна, путями твоими, Тебя, отступая, врагу уступлю С твоими березами в дыме? Ты только обиды на нас не таи, Зажми свои тяжкие раны, Россия, ты слышишь? Вернутся твои С водою живою Иваны.
Звучит фрагмент песни «А на войне, как на войне» в исполнение группы «Любэ».
Чтец. Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл». Чтец. Тыл — это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал! Чтец. На фронте солдаты сражались за каждую пядь родной земли, за отчий дом, за своих родных и близких! Чтец. А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно гонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война. Чтец. Фронтовое письмо, не молчи, расскажи О жестокой войне и о времени том, Как сражался солдат, как в окопах он жил, Как страдал и мечтал, как любил отчий дом. Чтец. Теплее на фронте От ласковых писем. Читая, за каждой строкой Любимую видишь, И родину слышишь Как голос за тонкой стеной.
Исполняется песня «Темная ночь». На фоне этой песни инсценировка в танце.
Чтец. У эшелона обнимемся, Искренняя и родная, Солнечные глаза твои Вдруг затуманит грусть До ноготков любимые, Знакомые руки сжимая, Повторю на прощанье: «Милая, я вернусь!» Чтецы. Жди меня, и я вернусь, Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не жалей добра, Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня. Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло». Не понять, не ждавшим им Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой. Просто ты умела ждать, Как никто другой. Чтец (девушка). Это будет, я знаю Не скоро, быть может. Ты войдешь бородатый, сутулый, иной, Твои добрые губы станут суше и строже, Опаленные временем и войной. Я рванусь, подбегу И, наверно, заплачу. Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель. Ты поднимешь мне голову, Скажешь: «Здравствуй», Непривычной рукой по щеке проведешь. Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья. Это будет не скоро, Но ты — придешь!
Исполняется песня «Поехал казак на чужбину».
Чтец (юноша). Ты хлопотливо бродишь по двору Или грустишь, лишась покоя, мама? Ты в полдень, перед сном и поутру Все сына ждешь с тоскою, мама? Счастливый, я обрел бы крепкий сон, Когда бы знал, что ты здорова, мама. Если б весть принес мне почтальон, Я ожил бы душою снова, мама… Взгляни, с портрета в комнате моей Твой сын по-прежнему смеется, мама… Ты не горюй о нем и слез не лей, С победой он к тебе вернется, мама! Чтец (девушка). Она поседела в разлуке За годы великой войны. Ее терпеливые руки Огнем и трудом крещены. В те годы пришлось ей несладко: Ушла вся семья воевать, А дома она — И солдатка, И также солдатская мать. Но победы она выносила, Не хмуря высоких бровей, Пахала она и косила За мужа, За старшего сына, За младших своих сыновей. Чтец (юноша). И верил я снова и снова, Что в каждом конверте найду Ее материнское слово, Ее сокровенное: «Жду!» Я знал в эти годы крутые, Что каждую строчку письма С ней вместе писала Россия, Россия, Россия сама!
Исполняется песня из к/ф «Белорусский вокзал».
Чтец. На рассвете атака. Придирчиво чистили мы автоматы. Адреса оставляли свои. Если что — пусть не ждут, Никому не известна тяжелая доля солдат; Может, многие больше согреться в блиндаж не придут. Звук автоматной очереди. Чтец. Упал на пашне у высотки Суровый мальчик из Москвы, И тихо сдвинулась пилотка С пробитой пулей головы. Чтец. Не хочу я ничегошеньки, Только сына милого. Отзовись, моя кровиночка! Маленький, единственный! Белый свет не мил, Изболелась я. Возвратись, моя надежда! Зернышко мое, Зорюшка моя, Горюшко мое — Где же ты? За лесами моя ластынька! За горами, за громадами. Если выплаканы глазоньки, Сердцем плачут матери.
Исполняется песня «Зеленая роща».
Чтец. Пуля, жизнь скосившая сыновью, Жгучей болью захлестнула мать. Некого с надеждой И любовью Ей теперь под кров свой ожидать. От глухих рыданий обессилив, Задремала, И приснилось ей, Будто бы она — Сама Россия, Мать 100 миллионов сыновей. Будто в поле, Вихрем опаленным, Где последний догорает бой, Кличет, Называя поименно, Сыновей, Что не придут домой, Беззаветно храбрых и красивых, Жизнь отдавших, чтоб жила она… Никогда их не забыть России. Как морей не вычерпать до дна. Исполняется песня «Облака». Чтец. Так вот ты какая! А мы-то представить тебя не могли. Дождем, как слезами, омыто Победное утро земли. Победа идет по дороге В сиянии майского дня, И люди на каждом пороге Встречают ее, как родня А весна! Такой и не бывало! Страшно за такую красоту. Сколько горьких лет Не баловала Ландышами, Вишнями в цвету. Чтецы. Зажглась на небе яркая звезда В тот майский день, когда пришла Победа. И пусть бегут безжалостно года, Им не затмить тот яркий лучик света, Победа в сердце каждого живет. Она во мне, как праздник самый светлый. Он никогда — я верю — не умрет, Ведь он бессмертной памятью согретый, Все меньше вас, участников войны, Но вы в строю, солдаты-ветераны, Все так же нежно в эти дни весны Вам внуки дарят красные copyright-by-праздник тюльпаны. В них боль и кровь седых фронтовиков, В боях добытая священная Победа, Она в сердцах детей и стариков И потому людской судьбой согрета. Нет, не забыты подвиги солдат, Их ратный труд и мужество воспеты. И пусть мы чтим немало разных дат, Величественней нет, чем День Победы. Вот почему смотрю на ту звезду, Что засияла ярко в сорок пятом. Средь тысяч звезд ее всегда найду, Победа для меня навеки свята.
Исполняется песня «Аист».
Чтец. Солнце светит ярко над землей донскою. Дети вспоминают подвиги отцов. Мы гордимся Доном, мирною рекою, Мужеством казаков — доблестных донцов. Ой, ты, Дон широкий, тихий и певучий, Улыбнись дубравам, нивам и лугам. Ты ведь по-отцовски строгий и могучий Ты — опора в жизни вольным казакам.
Исполняется песня «Дон ты вольный».
Чтец. Сочти всех павших за тебя, победа, И поименно нынче назови. Пою твой Май — живой источник света Родник добра, и славы, и любви.
Исполняется песня «День Победы».
|