Цель: Помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов «мать»,»любовь», «доброта». Задачи: - расширение кругозора учащихся; - знакомство с творчеством поэтов и писателей; - развитие мыслительных, творческих способностей учащихся, развитие речи, её выразительности. Оснащение: выставка книг, репродукций.
Подготовка мероприятия: 1. Подбор репродукций, книг о матери. 2. Выбор ведущих и чтецов из учащихся класса. 3. На доске представлены пословицы: При солнышке тепло, при матери добро. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Всё купишь, а отца-матери не купишь. Птица радуется весне, а младенец матери
Ход мероприятия:
Ведущая: Над колыбелью ночевала, Своим кормила молоком, Уроки первые давала… Так я могу сказать о ком? С любовью искренней упрямо Неси добро, тепло и свет! Живи, прошу, подольше, мама, Тебя родней на свете нет!
Дорогие ребята! Конечно же, вы уже догадались, о ком сегодня пойдёт речь. В последнее воскресенье ноября в России отмечается День Матери. Мать… для каждого человека – большого или маленького, молодого или старенького, мать – самый родной человек на свете. Она даёт нам жизнь. Её забота, тепло, ласка, неустанный труд, терпение, беспокойство окружают нас с первого дня жизни. Её нежный голос, её мягкие тёплые руки успокаивали нас, вселяли уверенность, придавали бодрость. Вот беспомощное существо, насытившись материнским молоком, спокойно засыпает сладким сном. Вот первая улыбка малыша в ответ на заботливый голос матери. Вот первый шаг, сделанный с помощью мамы. И первое слово – «мама». Мать единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям бескорыстна, благородна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
1 чтец: Люблю тебя, мама, За что, я не знаю, Наверное, за то, что Дышу и мечтаю. И радуюсь солнцу, И светлому дню – За это тебя я, Родная люблю. За небо, за ветер, За воздух вокруг… Люблю тебя, мама, Ты лучший мой друг. 2 чтец: Ни устали не зная, Ни покоя каждый час, День и ночь родная мама Всё тревожится о нас. Нас баюкала, кормила, У кроватки пела нам. Первой нас она учила Добрым, радостным словам. 3 чтец: От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. Мы любим её Как хорошего друга За то, что у нас С нею всё сообща. За то, что когда Нам приходится туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча. Мы любим её и за то, Что порою Становятся строже В морщинках глаза. Но стоит с повинной Прийти головою – Исчезнут морщинки, Умчится гроза. За то, что всегда Без утайки и прямо Мы можем доверить Ей сердце своё. И просто за то, Что она – наша мама, Мы нежно и крепко Любим её. (Н. Саконская «Разговор о маме»)
Ведущая : «Мать любит своё дитя сердцем, кровью, нервами, любит его всем существом своим… Она носит своё дитя у себя под сердцем девять месяцев, питает и растит его своей кровью… Это маленькое, слабое, крикливое и деспотическое существо с первого дня своего появления на свет делается предметом нежнейших попечений и неусыпных забот своей матери…» В.Г.Белинский
К теме матери обращались не только поэты, но и писатели.
Демонстрация выставки книг «Самая добрая, самая нежная - мама родная моя».
Писатели в этих книгах раскрыли образ своих матерей, которые их вырастили и воспитали. Знакомство учащихся с литературой, краткий обзор.
Вопрос: Знакомы ли вам эти произведения?
Не только пером воспет образ матери, но и кистью великих художников живописцев. Ведущий: послушайте рассказ Н.Вересаева о двух художниках: «Два художника принимали участие в городском конкурсе на портрет самой красивой женщины на земле. Времени на поиски было много, поэтому один собрался в дальнюю дорогу, взял кисти, краски и стал ходить по городам и сёлам, надеясь увидеть именно ту, которая сияла в его воображении. Конечно, понятия живописца о красоте настолько сложно и уникально, что простому человеку этого сразу не уразуметь. Удивлялись люди: столько красок вокруг, а он всё ищет и ищет что-то особенное. Износил обувь, мёрз под дождём и снегом, мучился от летнего зноя, потерял надежду встретить ту единственную, что достойна его кисти. И вдруг – нашёл! В женщине, действительно было какое-то неземное очарование, которое он с успехом перенёс на полотно. А другой художник никуда не ходил. Он просто искал минуты, когда его любимая жена освободится от домашних хлопот, покормит и уложит детей, сажал её перед собой и рисовал. Он даже и в мыслях не держал, что какая-то женщина может быть милее его супруги. Когда открылась выставка и первый художник представил портрет красавицы, весь народ ахнул. В ней было что-то от вечного сияния солнца, луны, звезды. А потом люди вздохнули и отвернулись: уж очень портрет напоминал о том, как они сами обычны и неинтересны, как постарели их жёны. Открыли портрет второго – народ возмутился! «Ну, - подумали зрители, - не нашёл ничего другого, как запечатлеть давно знакомую всем свою жену». Её каждый день видели стирающей пелёнки, успокаивающей плачущих детей, она не снимала халат и почти никогда не ходила в гости. В лице жены художника не было очарования блистательной дамы, но в ней была нежность и верность матери и супруги. И тогда даже старики приосанились: они вспомнили, как красивы были в молодости их жёны, да и сейчас их обаяние не погасло, а только увеличилось в кругу детей».
Вопрос: Как вы думаете, какой художник одержал победу на выставке? Почему?
Просмотр репродукций «Самая добрая, самая нежная – мама родная моя» Представлены репродукции с изображением женщин-матерей: «Гроза надвигается» Ю. Кугач. Вопросы для обсуждения: Кто изображен на переднем плане? Почему у мамы тревожный взгляд? Отчего хочет защитить мать своего ребенка?
Скульптура неизвестного автора «Богородица с младенцем»
Вопросы: Что хотел выразить скульптор? При помощи, каких жестов, мимики лица, скульптура передает состояние матери? Знакомы ли вы с произведениями известных художников, скульпторов, изображающих образ матери, женщины?
Ведущий: В каждом из нас есть маленькое солнце. И солнце это – доброта. А в маме её больше всего. Она любит своих детей, помогает им, учит любить природу, сохранять её, учит любить и уважать других людей. А любовь и помощь согревает, как солнце.
4 чтец: В доме, добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час. Было доброе вчера. И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты, Что от этой доброты Приживаются цветы, Рыбки, ёжики, птенцы? Я тебе отвечу прямо: Это – мама, мама, мама! Л.Николаенко «Доброта» Ведущий: Многим в жизни мы обязаны своим мамам. У мам самые добрые и лаковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, оно никогда не остаётся равнодушным.
Итог занятия: В конце мероприятия учащимся предлагаются следующие вопросы: { С чем обычно сравнивают образ матери? /солнце/ { Что больше всего в жизни украшает лицо матери? /улыбка/ { Что больше всего сближает родителей и детей в семье? /доверие/ { Какое качество больше всего присуще маме? /доброта/ { Какое качество хочет видеть мама в детях? /трудолюбие/
Дети читают пословицы и объясняют их значение: { При солнышке тепло, при матери добро. { Нет лучше дружка, чем родная матушка. { Всё купишь, а отца-матери не купишь. { Птица радуется весне, а младенец матери. Ребята! Любите, берегите своих матерей! Настоящая мать человеку даётся однажды.
|