Пригласительные, полученные гостями, объявляются при входе гостя в зал и крепятся гостям на лацканы ( а) можно взять имена конкретных исторических персонажей, либо выдуманные титулы и звания, приготовить карточки и раздать участникам; б) имена, звания и графские титулы дети выбирают и придумывают сами – это условие присутствия на балу).
Церемонемейстер: Уважаемые дамы и господа, а также почетные гости! Сегодня мы собрались на бал, посвященный 200-летию со дня рождения великого поэта, известнейшего лицеиста и замечательного человека – Александра Сергеевича Пушкина. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.
Церемонемейстер представляет собравшимся почетных гостей (педагогов и участников постановки).
Церемонемейстер: И, в соответствии с традицией бала, имею честь объявить первый церемониальный танец.
Первый танец (подготовлен лицеистами).
Церемонемейстер: Все важные гости уже собрались, но все-таки кое-кого не хватает. Кого? Конечно же, самого юбиляра. Но это не вопрос. Сейчас я обучу Вас вещи, которая была очень популярной на балах во времена Пушкина. Кто знает, как вызывать духов? Делается это при помощи спиритизма – это такой способ связи с потусторонним миром, наподобие телефона. Часто вызывали дух Наполеона, и Наполеон предрекал грядущие события, проникал в самую сущность тайн и глубину человеческой мысли. Ведь дух – вездесущий, ему многое подвластно. А что, если мы сейчас последуем примеру наших предков и вызовем дух Пушкина? Я приглашаю самых отважных занять место за специальным столом. Внесите свечи!
Под торжественную музыку вносят свечи. Участники занимают места за столом.
Церемонемейстер: Прошу тишины и спокойствия. Процедура требует максимальной сосредоточенности участников. Повторяйте за мной: «Я вызываю дух Александра Сергеевича Пушкина! Явись к нам и ответь на наши вопросы!»
Участники несколько раз повторяют призыв. Внезапно звучит музыка, включается прожектор и на ширме возникает тень Пушкина. Звучит голос.
Голос: Я здесь! Церемонемейстер: Дамы и господа, не пугайтесь, вполне вероятно, что это всего лишь мистификация! Вот это мы сейчас и проверим! Я точно знаю, что духи не умеют лгать! (К духу) Отвечай мне: кто ты? Голос: Очевидно, я тот, кого вы называете автором «Евгения Онегина». Церемонемейстер: Позволю себе не согласиться. Мы знаем Пушкина не только как автора «Евгения Онегина», но и еще многих произведений, каких? (Ответ). Мы вызывали дух Пушкина, ответь, кто ты? Голос: Мне скучно, бес… Церемонемейстер: О, это уже цитата! Откуда она? (Ответ). Судя по всему, дух не может говорить напрямую. Либо это слишком таинственный дух, либо ему действительно трудно изъясняться иначе, либо он чем-то потусторонним отвлечен. Давайте ему поможем. Каким образом? А просто попробуем его материализовать. Вещи дадут ему дополнительные силы, для того, чтобы сосредоточиться на наших вопросах. Вы готовы? Итак, попробуем его одеть. Только вот какую одежду носили во времена Пушкина? (Ответ). Итак, цилиндр, плащ, перчатки, трость. Ну вот, многоуважаемый Дух, теперь вам есть во что принарядиться. Может быть, теперь соизволите явиться нам и назвать свое полное имя? Голос: Очевидно, я тот, кто, по вашему мнению, носит перчатки, цилиндр и трость. Церемонемейстер: О, какая оплошность, судить о человеке только по внешнему виду! Целиком понимаю ваше оскорбление. Готов ответить. Голос: Милостивый государь, вы забыли, что сейчас отвечаю я. Церемонемейстер: Пардон, пардон! Друзья, кто из вас знает, какими чертами характера обладал А. С. Пушкин? (Ответ). Этого достаточно, многоуважаемый Дух? Голос: Если цель этого собрания – встреча с крайне вспыльчивым и нетерпеливым человеком, то, пожалуй, да. Церемонемейстер: А ведь и правда, друзья, Пушкин был поэт и поэт великий! Очевидно, в нашем с вами портрете не хватает поэтических принадлежностей: пера и бумаги. Все? Голос: Марать бумагу всяк горазд! Церемонемейстер: Совершенно с вами согласен. Друзья, а кто из вас сможет прочесть что-нибудь из того, что написал Александр Сергеевич?
Лицеисты читают пушкинские стихи.
Церемонемейстер: Теперь, надеюсь, ваша душа спокойна? Голос: О, да! Церемонемейстер: Итак, представляю вашему вниманию: А. С. Пушкин собственной персоной, прошу любить и жаловать!
Из-за ширмы появляется Пушкин. Раскланивается.
Пушкин: Здравствуй, племя младое, незнакомое! Я чувствую себя в прекрасной форме и готов ответить на все ваши вопросы. Итак, какова цель нашего сегодняшнего собрания? Церемонемейстер: Александр Сергеевич, имею честь объявить Вас почетным гостем Лицейского бала, посвященного 200-летию со дня, извиняюсь, Вашего рождения. Пушкин: А что, здесь все лицеисты? Церемонемейстер: Все как один. Пушкин: Занятно, а изменилось ли что-нибудь в жизни лицеистов? По-прежнему дают прозвища? Смешные? Есть у вас смешные прозвища? (Ответ). У меня в Лицее было прозвище «Егоза». Кюхельбекера звали «Кюхлей»… Потом, с возрастом, игра в прозвища переросла в псевдонимы. Церемонемейстер: У меня вопрос: какие прозвища лицейских друзей Пушкина и псевдонимы, которыми подписывался Александр Сергеевич, знают гости? (Ответ). Пушкин: А что, на балах по-прежнему пляшут? В мое время на балах было принято плясать. Церемонемейстер: Не беспокойтесь, сейчас это нисколько не изменилось. Только называется немного по-другому, а так все осталось, как и было. Сейчас Вы и сами увидите.
Второй танец.
Пушкин: Отрадно видеть знакомые па. Церемонемейстер: Теперь, надеюсь, мы сможем удовлетворить свое любопытство? Пушкин: Господа, позвольте прежде мне удовлетворить свое. Ведь вы живете намного впереди меня и о том, что было, знаете. Мне же неоткуда узнать о грядущем, согласитесь? Церемонемейстер: Пожалуй, да. Пушкин: В таком случае, позвольте вам задать вопрос. В свое время в Лицее чуть не каждый писал стихи. Нынешние лицеисты стихи пишут? Церемонемейстер: А как же! Только, вероятно, личные, которые стеснительно показать. Пушкин: А не нужно стесняться! Давайте поиграем в игру «Допишите Пушкина»: я даю вам первые две строки, а вы их завершаете, идет? Церемонемейстер: Верно, докажем, что и в наше время могут быть гении, или, по крайней мере, – таланты. А за лучшее стихотворение полагается приз!
Игра «Допиши Пушкина». Для начала даются любые две строчки из Пушкина, которые на слуху. («Я помню чудное мгновенье, / Передо мной явилась ты…» или «Зима! Крестьянин, торжествуя, / На дровнях обновляет путь…» или «Мой дядя…» и т.д.) Участник, у которого лучше всего получится стих, награждается.
Пушкин: Великолепно! Я очень доволен. А в самостоятельном творчестве они так же сильны? Церемонемейстер: А почему бы и нет? Дайте тему. Поэму, конечно, не напишут… Пушкин: А она и не нужна. Я могу предложить эпиграмму. Ненавязчиво и ответственно, с иронией и всерьез. А тема… Любимой темой моих эпиграмм в Лицее были учителя. Церемонемейстер: Ну, так то же были Вы!… Пушкин: Ну и что? Если попадало к учителю, знаете, как мне нагорало! Чем они хуже? Итак, эпиграмма на тему: «Мои учителя». Приступаем.
Проходит конкурс эпиграмм. Победитель награждается.
Церемонемейстер: Мне так кажется, Александр Сергеевич, что и я смогу удивить Вас сегодня. Вот, послушайте!
Звучит музыка.
Церемонемейстер: Кто мне сможет ответить, с каким произведением Пушкина связана эта музыка и кто ее автор?
Звучат несколько музыкальных отрывков. (Музыка к романсам, из кинофильмов и т.п.)
Пушкин: Ну, спасибо, любезный друг! ЧУдная музЫка! Но, что-то мы заслушались, а ведь бал продолжается. Дамы уже устали ждать кавалеров. Маэстро, пожалуйста, вальс!
Все танцуют.
Пушкин: Благодарю общество за столь пристальное внимание к моей скромной особе, а мне уже пора. Устал я сегодня. На прощанье мне хотелось вот что сказать: вы молоды и у вас великолепная пора. Весна, первые серьезные успехи в жизни, первая любовь. Однажды, 23 ноября 1815 года, шестнадцати лет от роду, будучи в Лицее, я влюбился в сестру моего товарища и записал в дневнике: «Я не видел ее 18 часов, ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!» Сегодня я видел людей, наделенных талантами, и по примеру старика Державина, который нас «и в гроб сходя, благословил», хотел бы дать вам свое благословение на путь, на славу и на честь. Любите Лицей, цените вашу молодость.
Читает (В записи, он сам, либо другой чтец): «Воспоминания в Царском Селе» По мере исполнения стиха, артист, исполняющий роль Пушкина, берет свечу и передает ее по кругу. Оставляет на столе плащ, трость, цилиндр, бумагу, перо и смешивается со зрителями. По окончании, на улице вспыхивает фейерверк.
Церемонемейстер: Уважаемые дамы и господа! А теперь – фейерверк! Зажигайте бенгальские свечи и – к столу.
Всем раздают бенгальские свечи. Гости собираются у праздничного стола и угощаются. Общение под легкую музыку, игра в фанты, буриме и т.п.
Церемонемейстер: На этом наш бал окончен и я объявляю разъезд! Прощайте, господа, и до новых встреч!
КОНЕЦ
|