Меню сайта

Категории раздела
Осенний Бал
На Свадьбу
Сценарий выкупа невесты
Юбилея женщины
Юбилея мужчины
День рождения детский
День рождения
Музыкальный
Театрализованный
Корпоративный
1 сентября
День воспитателя
День учителя
День матери
Хэллоуина
Рождества
Татьянин День
День Студента
14 февраля
23 февраля
8 марта
Пасхи
Масленица
Крещение
1 апреля
9 МАЯ Дня Победы
Выпускного вечера
Последнего звонка
Утренник в детском саду
Проводы в армию
Мисс и Мистер
Посвящения в студенты
Новый год 2013
Новогодний 2013
Старый Новый год 2013
В летнем лагере
Поздравления

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS





Вторник, 24.09.2024, 16:16
Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Сценарий урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
16:09
Сценарий урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому

человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».(№52,ср.241)

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,
утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них- абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Религиозно - духовное искусство можно считать особой национально-художественной формой осмысления действительности, формой художественной деятельности, и потому оно представляет собой традиционную, « корневую» ветвь отечественной культуры в целом. В ней веками складывались ценностные ориентиры народа: эстетические и художественные идеалы, нравственные правила поведения в обществе. Хотелось бы отметить коротко общечеловеческие ценности религиозной культуры и обратиться к философской, богословской, искусствоведческой литературе. Вопросу религиозности как важной черте характера русского человека, как особенности его миропонимания и жизненного порядка уделяли большое внимание русские философы первой половины 20 века. Так, например, Н.Лосский писал: « Основная, наиболее глубокая черта русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра... Русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла; он зорко подмечает несовершенства всех наших поступков ,нравов и учреждений ,никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра»(№27,стр.35 – 36)

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления.

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Русская духовная музыка - один из интереснейших разделов необъятного и разнообразного хорового репертуара; это удивительный источник мудрости и красоты, соединяющий в себе непреходящие идеи церковных постулатов, высокохудожественные тексты, отобранные многовековой практикой, и музыкальное совершенство классических композиций русских мастеров -знаменитых и безымянных. Это уникальная школа хорового пения a cappella, базирующаяся на естественности звукообразования, вокальном удобстве, плавности, певучести звучания; и наконец, это наша отечественная культура и история России. Русская музыкальная культура неотделима от многовековой певческой традиции Православной Церкви. Её песнопения, с характерной мелодикой, нессиметричными ритмами древних напевов, богатейшей подголосочной полифонией, с неповторимым своеобразием гармонии, - наше национальное богатство и достояние.

Многие русские композиторы - классики М.И.Глинка, М.М.Ипполитов- Иванов, Н.А.Римский - Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, известные прежде всего своими светскими вокальными и инструментальными сочинениями, обращались и к созданию духовной музыки, рассматривая её как музыкально — художественное явление отечественной культуры.

Князь В.Ф.Одоевский ещё в середине прошлого века писал, что «русская духовная музыка - искусство « самобытное», не похожее ни на какое другое, имеющее свои особые законы, свой отличительный характер, и высокое как историческое, так и художественное значение»

Ныне Россия возвращается к своим истокам. Она вспоминает свои священные гимны, вновь обращается к ангелоподобному пению, способному очистить души поющих и слушающих. Поэтому в разных формах, «многочастнее и многообразнее» нужно вновь искать точки соприкосновения школы с Церковью и церковным пением. Притом нужно учитывать: чем младше дети, тем более открыты они ангельской чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к святому пению. Если же до 11 - 12 лет не удалось заложить доброкачественную основу, духовное развитие подростков ничем не ограждено от опасного пути, трудно будет им избежать страшных соблазнов.

Сегодняшние подростки способны лишь нажимать клавиши магнитофона и внимать музыкальному сквернословию. Мы, педагоги, должны исправить это, просветить и очистить ум и духовное зрение, возобновить практику церковного искусства.

Проблема нравственности будет актуальна всегда, пока существует человеческое общество. Очень важно дать понять детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения. Самым доступным источником, в котором любой человек может почерпнуть для себя какие - либо моральные правила, нравственные представления, является музыка, особенно музыка духовного содержания. Она учит нас красоте, доброте, сочувствию, любви, отзывчивости друг к другу, способствует обогащению и накоплению жизненного опыта ребят. Нравственное воспитание является процессом направленном на формирование и развитие личности ребёнка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, труду.

В современных программах пласт по изучению духовной музыки недостаточно представлен. Нет методических рекомендаций по использованию духовной музыки в нравственном воспитании подростков( за исключение программы Сергеевой, Критской, Шмагиной)



Проблема нашего исследования

В научно – педагогической литературе недостаточное количество диагностических методик по выявлению уровня сформированности нравственных качеств детей подросткового возраста.

Предмет

Уровень сформированности нравственных качеств детей подросткового возраста.

Объект

Нравственные качества детей подросткового возраста.

Цель

Рассмотреть возможность использования духовной музыки как средства нравственного воспитания детей.

Гипотеза

Мы предполагаем, что нравственные качества у детей подросткового возраста развиты недостаточно.

Задачи исследования

1.Раскрыть содержание понятий «духовная музыка», «нравственность», «нравственные качества», «мораль»

2.выявить психо – физиологические особенности детей подросткового возраста.

3.проанализировать возможность использования духовной музыки, как средства нравственного воспитания детей в процессе хоровой работы.

Методы

1.Анализ литературы по проблеме исследования

2.обобщение педагогического опыта педагогов – практиков

3.Анкетирование

4.Беседа с детьми.

5.Математическая обработка данных.



Теоретический анализ проблемы формирования личности



1.1.Понятийный аппарат исследования.

В этом параграфе мы рассмотрим основные понятия, которые имеют непосредственное отношение к проблеме нашего исследования.

ВОСПИТАНИЕ - это деятельность по передаче новым поколениям
общественно - исторического опыта, планомерное и целенаправленное
воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к
общественной жизни. (№21 стр.34)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

НРАВСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, которая раскрывает психологию человека с позиции его нравственного развития. Своим содержанием она открывает путь к формированию нравственных оснований в человеке. (№28,стр.82)

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - это процесс передачи общественно - исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению с целью подготовки его к предстоящей работе не только в данной области, но и в других областях (Н.А.Ветлугина)

ДУХОВНАЯ (ЦЕРКОВНАЯ) МУЗЫКА - музыка христианской церкви.

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ - в узком смысле слова - воспитание духа, привитие духовных качеств личности.(№24,стр.55)

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ - в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

Среди существующих нравственных понятий выделяют два таких фундаментальных, как мораль и нравственность.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило.

МОРАЛЬ - форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей, согласование их действий во всех сферах жизни - в труде, быту, науке, семье и т. д

Мораль отличается от нравственности тем, что под моралью понимается общественные нормы взаимоотношений, а под нравственностью - нормы взаимоотношений, которые усвоены в качестве общественных и личностных, то есть нравственные нормы наиболее совершенны, чем моральные. Морально воспитанный человек может иметь низкую степень нравственного развития.

НРАВСТВЕННОСТЬ - это личностная характеристика, объединяющая такие качества, и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Духовность российские мыслители рассматривали как:

1) величайшую реальность;

2) вечное движение мысли, общечеловеческий принцип существования рода человеческого;

3)для них высший смысл состоял в служении личности, в ее возвышении, создании условий для непрерывного саморазвития ее творческого потенциала;

творческая деятельность личности выступает в их грудах в качестве важнейшей черты ее духовно-нравственного развития;

отстаивая идею свободы творческой личности, они призывали к борьбе против всех видов порабощения духовного;

признавая большое влияние условий социальной среды, требовали не допускать «поглощения личности социальной средой», подавления ее свободы, выдвигали идею социального равенства;

считали, что человек еще не венец природы, что в ноосферном этапе эволюции будут созданы лучшие условия для творческой деятельности человека, для более высокого развития разума человека;

Духовность - это особая реальность, как отмечает Бердяев Н.А., -не сводимая ни к сверхъестественному», ни к «природному» Дух - не «надстройка», не составная часть человеческой природы, но высшая качественная ценность, сущность человечности в человеке Именно поэтому духовность всегда есть обретение внутренней силы сопротивления Дух и духовность творчески перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и мир (№11,стр.23 -25).



1.2. Православная педагогика как система духовно - нравственного становления личности.

Современная отечественная педагогика развивается в трёх основных направлениях. Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на её трактовку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностно ориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившиеся в России формы обучения и воспитания. Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционной российской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российского образования (конец XIX - начало XX веков), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было Православие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования воспитания предполагает прежде всего духовное осмысление жизненных явлений. Учитывая, что процесс образования есть по природе своей процесс непрерывный от начала жизни человека до её завершения, и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической традиции. Такой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традиции России, что является главной научной педагогической проблемой последних двух веков в нашем отечестве. Эта проблема остаётся нерешённой и в наше время.

Основными сферами жизни ребёнка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, является семья, церковь и школа. В этих сферах тесно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции.

В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и т.д. Назовём основные противоречия, которые выдвигает Петров С.Б., существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных воззрениях народа, и практикованием образовательной сферы без учета традиций семейного воспитания;

противоречие между гуманистической основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребёнка, и традиционной для России основы образования и воспитания;

противоречие между процессом психофизического развития ребёнка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной сферы без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности.(№37,стр.97 – 98)

Причиной названных противоречий, характерных для современной системы образования, является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.

Системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Это даёт основание считать православную педагогику системой духовно-нравственного становления личности. В настоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса, что, по нашему, мнению, является одной из главных проблем современной педагогики и психологии. Принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности школы.

Но ребёнок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психических, педагогических и др. традиций и особенностей семьи. Встречаясь с ребёнком, школа встречается с семьёй.

Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребёнка, а семью. Она должна определять цели, задачи, смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом её передачи. Семья делегирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности школьника и его духовного становления, вводит его в мир культуры, является результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и школа ответственны не только перед государством за результат своей деятельности, а в основном ответственны перед семьёй. Именно семья должна быть вовлечена в современное образовательное пространство.

Актуальность исследования проблем православной педагогики как системы духовно-нравственного становления личности связана и с изменением законодательной базы российского образования. В 1992г. вступил в силу Закон РФ "Об образовании", который отозвался на

духовно-исторические перемены в укладе жизни народа и государства (ст.2) о принципах государственной политики в области образования.

В январе 1996г. Был подписан новый Закон РФ "Об образовании", в котором сформулированные прежде принципы государственной политики в области образования полностью сохранены. При этом два положения получили новую редакцию. К принципам государственной политики в первую очередь закон относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В сентябре 1997г. Был подписан Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В преамбуле закона признаётся особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, и это признание углубляет и расширяет содержание образования, которое, согласно п.2 ст. 14 Закона РФ "Об образовании", ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В ст. 5 говорится о праве на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. В августе 1996г. Был подписан Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В ст.8 в числе основных задач высшего учебного заведения значится сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества. В ст.З говорится о свободе педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований, и проводить их своими методами, а также о свободе студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Закон ориентирует вузовскую науку на исследование духовно- нравственных традиций отечественного образования и изучение традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Принятые Законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском проф.образовании" позволяют говорить об особом служении государственной системы образования, которое заключается в защите национальной духовности и культуры, а в их становлении и развитии особую роль всегда играло православие. При этом образование рассматривается как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества. Наглядно такой подход представлен в комплексной программе Центрального регионального отделения Российской академии образования "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества", утверждённой президентом РАО А.В.Петровским по решению президиума РАО от 15.06.94г. Научным руководителем программы является действительный член РАО профессор В.В.Рубцов.(№23,с.836)

Нравственное воспитание школьников, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейших проблем педагогики. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. Это является для русской школы критериями воспитанности личности. По-мнению современных педагогов (теоретиков и практиков), воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. И изучению духовной музыки отводится очень большая роль в нравственном воспитании детей. Православно-ориентированный взгляд на этот вопрос предполагает необходимость педагога - музыканта в качестве равноправного участника образовательного процесса.



1.3. Мораль и нравственность, как форма общественного сознания, воздействия и воспитания.

Мораль, как форма общественного сознания, рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.

Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов.

Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.(№18,с.200)

Научная концепция происхождения сущности морали и нравственного воспитания разработана, например, в марксистско-ленинском учении о формах общественного сознания. Эта теория подчёркивает конкретно-исторический характер морали, подвергает сомнению идею вечной и неизменной нравственности, подчёркивает её объективный классовый характер. Анализ соотношения и взаимодействия классовой и общечеловеческой морали сохраняет своё научно-теоретическое и практическое значение и сегодня.

В связи с введением в нашем обществе многоукладности многообразия форм собственности происходит социальное расслоение, а вместе с ним и расхождение представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении.

Так, например, в одних социальных слоях сохраняется негативное отношение к эксплуатации человека человеком; в других - не видят ничего безнравственного в частичной эксплуатации, в создании резервной армии безработных, в поляризации богатства и бедности. Вместе с тем, нельзя не видеть, что по сравнению с периодом Октябрьской революции произошли изменения в области экономики и всей идеологической надстройки. В обществе накоплен опыт централизованного планирования морально-политического единства. Выработан ряд общих духовных и нравственных ценностей. Всё это даёт возможность говорить сегодня о приоритете общечеловеческих моральных императивов перед классовыми. К пониманию необходимости морального единства в обществе подталкивает и горький опыт сегодняшнего роста социальной напряженности, разрушительных последствий забастовок, межнациональных столкновений.

Приоритету общечеловеческих ценностей способствуют и глобальные процессы и взаимодействия. Это единство мирового экономического хозяйства, и разделения труда, экологическое единство планеты, единство культуры, опасность атомной войны, невозможность в одиночку справиться с голодом, болезнями, последствиями природных катастроф, стихийными бедствиями. Всё это, конечно, не снимает проблем социально-классового противостояния людей и классового подхода к морали.

Нравственное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляем собой сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия.

Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживание, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях, познание себя, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственное искание постоянно ставит школьников перед нравственным выбором в большом и малом, между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшим компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, к бесхарактерности и в конечном счёте к безнравственности. Только убеждённость, согласие с собственной совестью и волевая твёрдость обеспечивают в совокупности возможности подлинно нравственного поступка.

Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребёнка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле. Нравственность неразрывно связана с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение учащихся. Воспитательная функция искусства, помимо развития художественного вкуса, заключается еще и в нравственном формировании личности школьника. На основе морали существуют и разрабатываются педагогические теории и системы нравственного воспитания школьников.



1.4. Духовная музыка: её сущность

Духовная музыка вместе с народной является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период своего развития с момента принятия христианства. Корни русской народной музыки уходят вглубь веков; начало церковной музыки связано с принятием на Руси христианства.

Духовная музыка является достоянием не только верующих людей, хотя для них она наполнена особым смыслом. Сегодня к ней тянутся люди разных возрастов и профессий, и не только потому, что это красивая музыка – в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности. Исследователь русского православного пения А.В. Преображенский писал: « Народная жизнь Древней Руси была так тесно связана с культом, была так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в его высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа. Если вообще религия не живёт обособленной жизнью, а переплетается со всеми видами духовной деятельности и со всеми культурными отношениями, то неудивительно, так как Древняя Русь была насыщена религиозной атмосферой, что церковь и народность стали как бы нераздельны в ней и что – следовательно – церковное искусство старой Руси было её народным искусством».(№23,с.547)

Много слов сказано о красоте церковных песнопений, их эстетических и нравственных ценностях.

Великие византийские богословы Иоанн Златоуст и Василий Великий, жившие в 4 в. н. э., отмечали положительное воздействие церковной музыки на человека. « Ничто не возбуждает, не укрепляет так духа. Ничто так не отрешает его от земли и уз телесных, ничто так не наполняет любовью к мудрости и равнодушием к житейским делам ,как пение стройное, как песнь священная. Сложенная по правилу рифма», - писал Иоанн Златоуст.(№30.с.34)

О том, как начиналось православное пение на Руси ,рассказано в « Степенной книге» 1563 г.: « Благодаря вере христолюбивого Ярослава к нему из Царьграда… пришли три певца со своими семьями. И от них началось в Русской земле пение, подобное ангельскому…» И дальше перечислялись функции самих песнопений: « В похвалу и славу Богу, и Пречистой Его Матери, и всем святым, для церковного сладостного утешения душ и для украшения (церковного), для пользы слышащим, для душевного умиления и смягчения сердец и обращения их к Богу».(№38, с.48)

О благотворном воздействии духовной музыки на человека, приводящем его в состояние восторга и трепета, писал диакон придворного Сретенского собора Московского Кремля Иван Коренев: «Музыка делает церковь красивой, украшает прекрасной стройностью божественные слова ,веселит сердце ,даёт радость душе во время святых песнопений» (№23,с.127)

Взгляд на православное пение как средство нравственного воспитания человека отразился и в названиях знамён (знаменного пения), которыми записывалась древняя церковная музыка: кулизма – «ко всем человеком любовь нелицемерная», мечик – «милосердие к нищим и милость», змеица – «да земные суетные славы отбег» (бегство от земной суетной славы), статья – «срамословия и суесловия отбегание» ( избегание сквернословия и суетных слов) и так далее.

Приведём несколько выдержек из высказываний музыковедов 20 века о православной музыке. Б.Асафьев писал: «С точки зрения музыкального своего содержания древнерусский культовый мелос ценен ничуть не меньше памятников древнерусской живописи. Его «рисунок» отличается богатством оборотов, свежестью ,размахом, выразительной напевностью и пластичностью».(№1.с.125)

В. Мартынов рассматривает богослужебное пение не как искусство, а как аскетическую дисциплину. В этом он видит принципиальное отличие от музыки, которая представляет собой именно искусство: «История богослужебного пения начинается на Небе, ибо впервые хвалебная песнь Богу была воспета бесплотными силами небесными, образующими собой мир невидимый и духовный, сотворённый Господом прежде мира видимого и вещественного… Песнь эта, воспетая в момент творения, продолжает быть воспеваема и будет воспеваться вечно святыми ангелами, однако человек… впавший во власть греха ,тления и смерти ,не в состоянии более услышать это пение и быть ему причастным. Только избранные слышали пение ангелов…» (№30,с.46)

История музыки начинается на Земле в конкретный исторический момент и связана с одним из потомков Каина – Иувалом, называя его «отцом всех играющих на гуслях и свирелях»… Богослужебное пение и музыка не могут иметь единой истории и развиваются отдельными, самостоятельными путями ,то соприкасаясь друг с другом ,то расходясь и существуя независимо одно от другого… Земное богослужебное пение имеет свою историю, и история эта может быть поделена на три основных периода. Первый – от грехопадения до Моисея, когда богослужебного пения не было на земле как самостоятельной системы. Второй период – от Моисея до Рождества Христова, ветхозаветное пение, музыка была допущена до служения Истинному Богу. Третий период – от Рождества Христова, который принёс на землю новую песнь, новозаветное пение, образующее самостоятельную певческую систему, которая уподобилась ангельскому пению».(№38,с.49)

Музыка русской православной церкви является одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры, выражая стремление русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривалась в отечественной музыкальной педагогике, как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

Уже со времён Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму. По мере развития системы музыкального образования изучение русской православной музыки всегда оставалось неотъемлемой частью музыкального воспитания во всех типах общеобразовательных учебных заведений России. Однако, в силу определённых причин, эта традиция была прервана.

В начале 90-х годов этого столетия, в связи с различными политическими переменами в нашей стране духовная жизнь нашего народа начала возрождаться, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь, образование общин, миссионерских организаций и многое другое.

Немаловажную роль в своей духовно-просветительской миссии наша Церковь отводила и продолжает отводить православному церковному пению и его обучению, поскольку наше богослужение напрямую связано с пением.
Важно отметить в этом деле обучение церковному пению детей, причем можно выделить и разные задачи и стороны этого обучения: религиозно-просветительские, нравственно-воспитательные, историко-культурные, дидактические и др. Поскольку состояние богослужебного пения напрямую связано с нашим духовным состоянием, а от характера воспитания подрастающего поколения зависит и будущее духовной жизни нашей страны, очевидна немаловажная роль обучения детей церковному пению как в их нравственном воспитании, так и в практической стороне будущего нашего православного богослужения и церковно-певческого искусства.

В нынешнее время при многих храмах действуют воскресные школы для детей, где их помимо главного предмета - Закона Божия - знакомят с церковным пением, также певческие школы и кружки; во многих возрожденных православных средне-образовательных учебных заведениях (типа гимназия, колледж и др.) есть предмет "Церковное пение". Из учеников перечисленных выше православных организаций составляются детские хоры, принимающие постоянно или эпизодически участие в богослужениях посредством исполнения на клиросе всего положенного богослужебно-певческого материала или отдельных его частей.

Что даст детям приобщение к православной музыке? Во – первых, знание истории и истоков культуры своей страны. Во – вторых, духовная музыка, как синтез религии и искусства, служит средством эстетического и нравственного воспитания. Она поможет обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего мира; будет способствовать развитию чувства любви и сострадания к человеку, внимательному и бережному отношению к природе; будет воспитывать чувство красоты ,гармонии, взывать к совести и милосердию. В – третьих, с введением в урок духовной музыки слуховой опыт детей пополнится новыми интонациями, образами, отличными от фольклора и классической светской музыки. Через духовную музыку дети соприкоснутся с вечными нравственными истинами, раскроют для себя высшую гармонию мироздания. Наконец, с культурологических позиций, духовная музыка может стать одной из форм художественного познания мира.

Подводя итог, хотелось бы привести слова русского религиозного философа И.Ильина, который посвятил много работ религиозно – духовной культуре, её значению в школьном образовании и воспитании ,в статье

«Пути духовного обновления» писал: чтобы дети « почуяли в себе кровь и дух своих предков и приняли любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей», необходимо воспитывать их на глубоком знании отечественной культуры.

«Светская музыка обретала силы, когда припадала к истокам. Как показывает опыт истории, духовная крепость человечества не может цементироваться одним лишь светским искусством. Когда светская музыка, разрастаясь, вытесняет музыку молитву, культура приходит в запустение и одичание. Незаметно снижается высота самой светской музыки. Её высшее призвание – умножение любви в человечестве – подменяется сиюминутным интересом… Параллельно и развлекательная музыка всё больше проникается злочестием. Само распадение ума и сердца, становящееся нормой культуры, есть болезнь, от которой принципиально свободна музыка духовная, ибо обращается к человеку в его бытийной подлинности».(№19,с.56 – 58)



1.5. Психофизиологические особенности подростков

О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе.

Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед подростком в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка художественного и, в частности, музыкального образования неизбежно оборачивается для школы недооценкой нравственного) гуманистического начала в воспитании. Период обучения в 5-8 классе занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы.

Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет и характеризуется особенностями, такими как повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, более всего нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, кровеносных сосудов и общим ростом тела.

Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков. Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. К чему это приводит? Во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Рост отрицательных явлений в поведении младших подростков самым непосредственным образом связан с утомлением. В то же время известно, что уроки музыки чаще всего планируются в расписании последними, так как считаются более лёгкими, нежели занятия "основными" предметами. Каким же образом проводить урок, чтобы хоть в минимальной мере нейтрализовать отрицательные явления возраста и активизировать процесс музыкального обучения?

Проявляя постоянный интерес к новым песням и прослушиваемым произведениям, младшие подростки тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения, чему может быть лишь одно объяснение: стандарты поведения менее утомительны. Очень велико у младших подростков желание отмежеваться от всего детского. Они боятся прослыть маленькими и проявляют высокую чувствительность к любой попытке взрослого подчеркнуть, что они ещё дети, хотя многие из них продолжают играть в "кошки-мышки" и в "расшибалочку". Эта особенность заставляет нас подчёркнуто внимательно относиться к выбору певческого репертуара, в том числе и к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.

Переходя к возрастным особенностям старшего подростка, отметим, что по данным современной психофизиологии это возраст от двенадцати до пятнадцати лет, то есть время учения в шестых - восьмых классах. Наблюдения физиологов показывают, что своеобразие организма подростка старшего возраста заключается в определённом выравнивании развития сердца и сосудов, приводящем к окончанию периода, когда возрастным изменениям сопутствует малокровие мозга. Отсюда необходимость замены щадящего режима труда и отдыха энергичной разрядкой. Старший подросток испытывает избыток энергии. Отсутствие экономии в поступках - характерная черта старших подростков, так же, как атмосфера преодоления трудностей едва ли не самая из них приятная. Сложные задания они выполняют с большим азартом, однако, опираясь на возросшую активность учащихся, учитель должен быть всё же достаточно осторожным в певческой работе со старшими подростками: подавляющее большинство семиклассников и восьмиклассников всё еще пребывают в состоянии острой мутации. Не следует, однако, все недостатки в пении объяснять лишь возрастными особенностями. Случается, что интонационная неточность связана с недостаточным развитием слуха, сипота, охриплость появляется в результате спонтанно приобретённых неверных певческих навыков. Индивидуальный подход к поющим поможет выявить причины дефектов звучания и принять соответствующие меры по исправлению приобретённых недостатков.

Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка и вследствие тех изменений, которые происходят на втором этапе его полового развития. Они начинаются приблизительно в одиннадцать лет, но именно в старшем подростковом возрасте процесс этот заявляет о себе в полный голос: организм вступает в фазу завершения перестройки эндокринной системы. Изменения в ходе физиологического созревания организма влекут за собой кардинальные перемены и в психологической сфере личности. Учитель становится свидетелем того, как начинается процесс разрушения психологического барьера между полами, резко меняется отношения мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам, как впервые мальчики занимают позицию "мужчины", как зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщиться к этому миру. Эта особенность должна учитываться на уроках пения, музыки. В программу следует включать произведения, связанные с внутренними переживаниями человека.

Очень велика в старшем подростковом возрасте жажда популярности. Неутолённой она остаться не может, и если ею пренебречь, то вскоре может обнаружиться ряд отрицательных моментов в форме безрассудно дерзких выходок, единственное назначение которых -привлечь к себе внимание.

К 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Эта особенность может быть успешно использована для приобщения старших подростков к высокой музыке. Учащиеся должны понять, что музыка облагораживает человека, делает его восприимчивым к красоте в искусстве и окружающей действительности, создаётся богатая возможность сделать музыку источником самовоспитания подростка. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно труда для восприятия: музыка классическая, музыка духовная.

Результативно использовать метод "быстрого ведения урока" - один из методов дидактической системы психолога Л.В.Занкова. Например, на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. И всё же не следует очень долго задерживаться на её разучивании, полезно взять другое произведение и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми познакомились дети на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии, можно вернуться к начальной песне и уже на более высоком уровне доучить её.

Подобный метод является действенным средством формирования готовности к певческой деятельности, так как он активизирует учебный процесс, что в свою очередь, способствует интенсивному развитию музыкальных способностей, формированию нравственного поведения, воспитанию направленности. В связи с тем, что голосовой аппарат подростка претерпевает существенные изменения - мутацию - преподавателю необходимо знать его особенности.
Категория: Театрализованный | Просмотров: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

поделки поделки поделки поделки Idea Детский сад Питание Пермь Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz